BLOG.STAVTRACK.RU блог компании Ставтрэк интересные новости и события из области тахографов и мониторинга транспорта

Есть вопросы? Звоните бесплатно со всей России и получите бесплатную консультацию специалиста

Виды тахографов

  • Статья набрала:

Возросшие объемы перевозок автотранспортом, в особенности, международные, выявили необходимость в контроле за находящимся в рейсе транспортом, его техническим состоянием и режимами эксплуатации, а также за режимом работы водителей. Результатом стали введенные правила ЕСТР, обязывающие оснащать транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 тахографами. В России обязательная их установка началась с 16 июня 2010 г. Что же это за устройства, и какие бывают?

Виды и типоразмеры тахографов

Аналоговые

Виды аналоговых тахографов

Исторически первые тахографы были аналоговыми, т.е. запись всех собираемых этим устройством параметров производилась на специальные диски, изготавливаемые из спецбумаги, покрытой слоем краски, слоем белого оксида цинка и закрытой прозрачным пластиком с нанесенными шкалами и пиктограммами. Во время работы игла самописца рисует на этом диске, продавливая белый слой и заставляя проявиться краску.

Данные устройства производились разных типоразмеров: круглые, прямоугольные. Первые могли устанавливаться вместо штатного спидометра, расширяя тем самым функционал заменяемого прибора фиксированием параметров работы автомобиля и водителя. Вторые имеют типоразмер 1DIN, т.е. соответствуют размерам обычных автомагнитол, и могут устанавливаться в их штатное место.

Одними из недостатков этого вида приборов являются:

  • Слабая защита от умышленного искажения информации.
  • Трудоемкость считывания, анализа данных и выявления подделки.
  • Наличие механических частей не лучшим образом сказывается на надежности аппарата.

С 2006 года этот тип тахографа выведен из эксплуатации и не может устанавливаться на автотранспорт. На его смену пришел новый вид устройств.

Цифровые

Виды цифровых тахографов

Данный вид тахографов использует персональные СМАРТ-карты водителей, на которые записывается вся информация, отражающая режим их работы и отдыха. Одновременно информация хранится в самом тахографе. Данные сохраняются в течение 365 дней, а каждые 4 недели накопленные данные передаются на предприятие.

Говоря о преимуществах этого вида тахографов, можно упомянуть:

  • Защищенность записываемых данных от подделки и влияния извне на фиксируемые параметры работы транспорта и водителей.
  • Возможность хранения большого объема данных, накапливаемых в течение года.
  • Более легкий режим считывания и обработки данных.
  • Надежность самого устройства, т.к. в нем практически отсутствуют механические узлы.

По размеру эти устройства соответствуют автомагнитолам размером 1DIN, поэтому могут устанавливаться в предусмотренное для них место, если конструкция автомобиля изначально не предусматривает использование тахографа.

Еще одно достоинство цифровых тахографов, как и любой подобной техники – это возможность расширить функционал устройства за счет дополнительных возможностей, например, сбора большего количества данных, автоматизации некоторых процессов и т.д. В зависимости от модели и комплектации, цифровые тахографы могут различаться наличием или отсутствием некоторых блоков, новых возможностей.

Классификация тахографов

тахограф изнутри

Цифровые тахографы, в отличие от аналоговых, могут быть укомплектованы следующими блоками:

  • Блок СКЗИ (средство криптозащиты информации). Напоминает блок ЭКЛЗ, устанавливаемый в кассовые аппараты. Он имеет энергонезависимую память, шифрование данных и сохраняет копию всех записываемых тахографом параметров, что повышает защиту от возможной фальсификации данных.
  • Приемник GPS/ГЛОНАСС. Система спутникового позиционирования, позволяющая фиксировать местоположение автомобиля на протяжении всего рейса.
  • Модем GPRS. Необязательный блок, позволяющий использовать беспроводной способ связи с главным компьютером компании, например, для передачи данных, если подошел срок для этой операции или по мере необходимости.
  • Принтер. Позволяет распечатывать результаты работы водителя для контроля. Вся эта информация содержится в тахографе.

Существует 2 вида тахографов: сертифицированные для использования в странах ЕС и допущенные к применению в РФ; устройства, оснащенные блоками ГЛОНАСС и СКЗИ для применения на территории РФ. В «европейских» вариантах, с которыми, кстати, возможен выезд за пределы России, этих блоков (СКЗИ и геопозиционирования) нет, в результате чего стоят они меньше.

Модели тахографов, разрешенные к эксплуатации

 

Моделей этих устройств, разрешенных к применению, не так много. Если говорить о цифровых вариантах, то из зарубежных тахографов к установке и эксплуатации допущены:

  • DTCO 1381 производства Continental (ранее Siemens).
  • SE5000 компании Stoneridge. Одно из наиболее распространенных устройств.
  • Efkon-3 (4) австрийского производства компании Efas. Отличительная особенность – отдельный принтер, что повышает надежность, т.к. печатающее устройство – единственное, которое имеет механические движущиеся части, и при выходе его из строя нет надобности менять весь тахограф. Достаточно заменить только принтер.
  • SmarTach STDII компании Actia.

Тахографы, разрешенные к использованию только на территории РФ, и оснащенные дополнительными блоками, согласно российскому законодательству: «Штрих-Тахо RUS», «Меркурий ТА-001», «КАСБИ DT-20», «ТЦА-02НК», «Атол Drive 5», DTCO 3283, EFAS V2 RUS

Тахограф – устройство, ставшее обязательным к применению на автомобилях с общей массой более 3.5 тонн, или перевозящих более 8 пассажиров. Установка аналоговых приборов не разрешается, но их эксплуатация допустима до 1-го января 2018 года. Этот прибор позволяет контролировать режим работы водителя, регламентировать время работы и отдыха, следить за соблюдением скоростного режима, и, в конечно счете, непосредственно участвовать в снижении аварийности, сохранении жизней и грузов.


Комментарии