BLOG.STAVTRACK.RU блог компании Ставтрэк интересные новости и события из области тахографов и мониторинга транспорта

Есть вопросы? Звоните бесплатно со всей России и получите бесплатную консультацию специалиста

Как сохранить скоропортящиеся продукты в рефрижераторе?

  • Статья набрала:

temperatura-ne-v-norme

Компании, занимающейся грузоперевозками, важно контролировать состояние груза и сам процесс выполнения запланированной поездки. Системы мониторинга транспорта (СМТ) разработаны именно для решения таких задач. Сегодня они тесно взаимосвязаны с передачей навигационных данных посредством радиоинтерфейса и глобальными системами позиционирования. Это позволяет диспетчерам транспортной компании получать необходимые данные о работе транспортного средства буквально в режиме реального времени. А за счет того, что обрабатываются данные в автоматическом режиме без постоянного участия человека, один диспетчер может контролировать одновременно сотни автомобилей.

Современной СМТ автоматически определяются возможные деструктивные действия (слив топлива, например) или нештатные ситуации:

  • Исчезновение сигнала транспортного средства;
  • Уход с запланированного маршрута;
  • Отклонение значений технических характеристик бортового оборудования от допустимой нормы.

monitoring-transporta

 

При этом диспетчер или другое ответственное лицо оперативно оповещается о возникшей проблеме.

В России из всех грузовых автомобилей, находящихся в эксплуатации, примерно 30% уже подключены к СМТ. В некоторых случаях это было следствием требований контролирующих органов и законодательных инициатив. Но и сами владельцы грузовиков внедряют эти системы для более эффективного контроля процесса перевозки.

Рынок СМТ развивается уже в течение 20 лет, что позволяет предложить множество аппаратных и программных решений, учитывающих специфику работы любого клиента. К навигационным терминалам, установленным в автомобиле, могут быть дополнительно подключены датчики, собирающие информацию о сложившейся ситуации на дороге. Это особенно актуально в тех случаях, когда предъявляются высокие требования к качеству работы бортовых систем автомобиля. Это в том числе касается и рефрижераторных перевозок.

Перевозка скоропортящихся продуктов

В автопарке российских транспортных компаний в общей сложности представлено до 500 тысяч рефрижераторов, используемых для перевозки скоропортящихся продуктов. Это оборудование достаточно дорогое, ведь новый рефрижератор стоит несколько миллионов рублей. Соизмерима и стоимость перевозимой в нем продукции. Именно по этой причине необходимо тщательно контролировать процесс перевозки, чтобы оперативно принимать соответствующие меры.

Рефрижератор

Почему груз портится?

В органических материалах постоянно происходят химические и биохимические реакции, интенсивность которых зависит от таких климатических условий как влажность и температура. В случае повышения температуры продуктов активизируются насекомые и микроорганизмы внутри и вокруг них. При слишком низкой температуре внутри продуктов образуется лед, который может привести к их разрушению. Слишком высокая влажность приводит к появлению на продуктах следов гнили, а недостаток влаги приводит к избыточной усушке, также разрушающей плоды. Все это приводит к утере потребительских свойств товара и, как следствие, отказу получателем в его принятии.

Данные только по молочным продуктам свидетельствуют о том, что нарушения климатических условий приводят к порче до 15% груза. С другими скоропортящимися продуктами ситуация не лучше. Если учесть, что объемы рефрижераторных перевозок составляют несколько миллиардов тонн в год, то убыток получает просто огромный. Компенсировать их вынужден перевозчик, если это произошло по его вине, или страховая компания. Именно поэтому стоимость страховки груза такая высокая. Но для перевозчика срыв поставки товара означает не просто материальный ущерб, но и потеря доверия. Ведь вряд ли заказчик еще раз обратится в компанию, которая не способна обеспечить сохранность груза.

Какие меры предпринять для исключения порчи груза?

Единственным надежным способом снижения рисков является оперативное реагирование на возможные неполадки. Поэтому постоянный контроль соблюдения климатических условий в рефрижераторе очень важен. Если нарушение режима носило кратковременный характер, то устранением неполадки можно заняться после рейса. Но в некоторых случаях могут потребоваться более активные действия, например, направление машины к ближайшему складу или сервисному центру.

Подключение рефрижераторов к СМТ позволяет добиться требуемого уровня оперативности. Но имеет место парадоксальная ситуация: внедряемые рефрижераторные системы в большинстве случаев способны лишь фиксировать фактическую температуру груза. Это нарушение фиксируется и, когда уже нанесен ущерб, выясняется, кто виновник. При этом даже не ставится задача предупреждения подобных нарушений. Далее попробуем разобраться, как устранить подобный недостаток.

Что собой представляет рефрижератор, какие они бывают

Рефрижератор представляет собой транспортное средство, в конструкции которого присутствует холодильно-обогревательная установка. Используется оно для перевозки скоропортящихся продуктов питания и различных грузов, сохранность которых зависит от того, как соблюдается заданный климатический режим. К таким грузам относятся цветы, фармацевтическая продукция и т.д. Применяются рефрижераторы на всех видах грузового транспорта. Для доставки перевозчики могут использовать авторефрижераторы, рефрижераторные вагоны и судна. На автомобильном транспорте применяют именно авторефрижераторы, представляющие собой автомобили, прицепы или полуприцепы, кузов которых теплоизолирован.

Рефрижераторные установки бывают нескольких типов:

  1. Автономные. Они имеют собственный топливный бак и дизельный двигатель. Работать он может в одинаковом режиме в движении и на остановках. От двигателя такая установка не зависит и проходит техническое обслуживание по собственному графику. Предназначены они преимущественно для перевозки больших грузов на дальние расстояния;
  2. С приводом от двигателя. Это дополнительное оборудование, подключаемое к автомобилю. При этом двигатель автомобиля одновременно выступает двигателем установки. При перевозке негабаритных грузов на короткие расстояния такой тип рефрижератора является наиболее эффективным, удобным и экономичным. Некоторые модели имеют возможность подключения к электросети, что позволяет холодильно-обогревательному оборудованию работать даже в том случае, когда автомобиль стоит с выключенным двигателем;
  3. Эвтектическая холодильная установка. Представляет собой промышленный моноблок, монтируемый в кузове автомобиля. Используют его преимущественно для транспортировки замороженной продукции. Действие такого оборудования основано на аккумуляции холода. Оно исключает избыточное поступление теплого воздуха через открытые двери кузова во время погрузки/разгрузки.

Средства контроля работы рефрижераторных установок

Для контроля климатического режима владельца авторефрижераторов обычно устанавливают логгеры (температурные регистраторы). С использованием датчиков, подключаемых к ним, они фиксируют температуру груза, а в некоторых случаях и уровень влажности. Через заданные промежутки времени в памяти логгера фиксируются показатели. Также в некоторых моделях логгеров для удобства контроля состояния предусмотрен дисплей.

Контроль рефрижераторов - логгер

Преимущества и недостатки логгеров

Соответствующее программное обеспечение дает возможность просмотреть сохраненные данные после поездки, просто подключив логгер или его модуль памяти к компьютеру. Также некоторые модели допускают вариант монтажа логгера в кабине водителя. С ними водитель сможет контролировать текущую температуру, не прекращая движение автомобиля.

Все датчики, подключаемые к логгеру, способны фиксировать значение только одного параметра в одной точке. Для полной картины потребуется установка дополнительных датчиков, что чревато значительными затратами и проведением монтажных работ, нарушающих целостность теплоизоляционного слоя. Неудобства возникают и при анализе информации, собранной со всех датчиков. Все показания нужно будет совместить на единой шкале времени для выявления причинно-следственных связей. Облегчение анализа возможно за счет интеграции датчиков или логгеров в СМТ. Но при этом количество контролируемых параметров не увеличивается, а количество датчиков не становится меньше.

Контроллеры рефрижераторной установки: плюсы и минусы

Они выступают буквально «мозгом» агрегата. Предназначен он для управления холодильной установкой и устанавливается на заводе-изготовителе. На специальном пульте задается требуемый уровень температуры, а контроллер уже поддерживает ее, регулируя периоды включения/выключения компрессора, интенсивность работы вентиляторов. Датчики контроллера устанавливаются в наиболее подходящих местах без нарушения целостности системы. Это позволяет получить следующие параметры:

Контроллер рефрижераторной установки

  • Температуру груза и окружающей среды;
  • Режим работы установки;
  • Состояние дверей. Находятся они в открытом или закрытом состоянии;
  • Обороты дизельного двигателя;
  • Сколько моточасов наработано дизельным и электрическим двигателем рефрижераторной установки;
  • Различные ошибки и предупреждения, возникающие в процессе самодиагностики.

Информация, полученная в ходе сбора данных с датчиков контроллера, позволяет составить более точную картину о текущем состоянии груза, чем просто фиксация фактической температуры. Возможно даже прогнозирование дальнейших изменений условий во время перевозки. Некоторые параметры не могут быть получены от независимых датчиков, так как выступают внутренней информацией контроллера. Например, только контроллером может быть передано значение заданной температуры. Это позволяет решить две важные задачи:

  1. В начале перевозки появляется возможность контроля соответствия заданной температуры типу груза;
  2. Во время поездки осуществляется контроль соответствия заданной и фактической температуры. В случае превышения допустимого отклонения возможно оповещение водителя или диспетчера.

Из недостатков контроллеров рефрижераторных систем стоит выделить отсутствие удобного способа передачи информации в кабину водителя в случае использования прицепа или полуприцепа. Чтобы не останавливаться постоянно, приходится тянуть провода между отцепляемой частью и кабиной. Для оперативной передачи информации на пульт потребуется дорогое фирменное устройство, позволяющее управлять контроллером удаленно. Выбор его зависит от марки рефрижератора, что способствует значительному ограничению выбора диспетчерского программного обеспечения. Крупные транспортные компании, использующие рефрижераторы нескольких производителей, сталкиваются с дополнительными проблемами – приходится приобретать и вводить в эксплуатацию сразу несколько учетных систем.

Устройство iQFreeze* – контроль рефрижераторов выходит на новый уровень

Устройство контроля температуры в рефрижераторе

Как же совместить оперативность обработки данных, предоставляемую СМТ, с полнотой информации о работе рефрижератора, собранной за счет доступа к его контроллеру? При этом желательно избежать привязки к конкретному производителю.

Специализированное бортовое устройство адаптер-регистратор iQFreeze*, разработанный компанией «Кварта Технологии», предоставляет такую возможность. Оно представляет собой электронный модуль, монтируемый непосредственно на рефрижераторной установке.

С СМТ обмен данными осуществляется через навигационный терминал, к которому подключается терминал. Установка дополнительных датчиков не потребуется, так как вся информация снимается непосредственно с контроллера. Устройство iQFreeze* совместимо со многими моделями рефрижераторов, поэтому для удаленного управления контроллером фирменное устройство не понадобится.


Комментарии