Будет ли отсрочка либо отмена обязательной установки тахографов?
Апрель 2013 года ознаменовался громким скандалом. Министерство транспорта полностью перекроили тахографический контроль в России, а сотрудники полиции начали нещадно штрафовать всех и во всех регионах.
Вышедший в середине марта 36 приказ Минтранса по тахографам ознаменовал начало новой эры.
Эры блока СКЗИ, монополии в сфере изготовления карт и высоких цен на оборудование. Это был месяц смуты. Мастерские по установке тахографов были в ступоре, телефоны ломились от количества желающих установить оборудование, а в реестре допущенных к установке организаций значилась только одна питерская компания. Устанавливать тахограф без блока СКЗИ уже было нельзя, а тахограф с блоком еще не запустили в серийное производство. Все оказались в ступоре.
Начались массовые волнения сферы грузовых перевозок: больше 500000 запросов в Яндексе, тысячи сообщений на форумах, сотни сюжетов на телевидении и радио, обращения к президенту и сбор подписей. Людей действительно можно было понять, даже если человек хотел бы приобрести оборудование для режима труда и отдыха водителей, это было невозможно.
Новые положения о тахографах были приняты в отрыве от реалий.
Россия попыталась перенять успешный опыт Европы, где на 20% сократилось количество аварий с участием большегрузного транспорта, но не учли следующие факторы:
- дороги. Средняя скорость по Европейским автобанам 80 км/ч, с учетом качества дорог в России этот показатель 50 км/ч.
- зоны отдыха. На время вступления в силу 36 приказа не было готово необходимое количество зон отдыха.
- мастерские. В России на апрель 2013 года были зарегистрировано около 250 мастерских, а общий объем транспортных средств, на которые требовалась установка около 6 млн. Т.е. представьте даже, если бы все шло планомерно (а не как всегда в России в последний момент) , компании начали обращаться в мастерские за 6 месяцев до вступления закона в силу, то каждой из них приходилось бы ставить по 4000 тахографов в месяц. Учитывая, что в среднем установка тахографа занимает 3 часа, необходимо было 12000 рабочих часов, чтобы переварить этот объем. Поверьте мне это нереально.
- оборудования не было в наличии. Как ставить то, чего невозможно купить. Здесь я думаю все понятно. Отсутствие тахографов у производителей ведет к такому же отсутствию его в мастерских.
Все в один голос стали молить об отмене тахографов или хотя бы об отсрочке на время договори маломальской инфраструктуры. 23 июля Владимир Путин подписал закон о переносе начала штрафов за отсутствие тахографов до 1 апреля 2014 года. Позже был выпущен приказ 273 Минтранса в котором были прописаны сроки оснащения для конкретных категорий транспортных средств.
Что изменилось за год?
- Во-первых, подготовили инфраструктуру. На сайте ФБУ «Росавтотранс» опубликованы места отдыха для водителей большегрузов.
- Во-вторых, клеймо мастерской получили более 900 компаний по всей России.
- В-третьих, оборудование у всех производителей в наличии. Значительно сократился процент брака, ждать установки из-за очереди редкое дело.
- В-четвертых, 273 приказ позволил распределить ажиотаж. Распределение разных категорий на разные сроки, на мой взгляд, правильное решение.
Ставить ли тахограф в 2015?
Ставить. Назад дороги нет, отсрочки по тахографам больше не будет. Изменения по тахографам благотворно сказывается на безопасности дорожного движения. По данным ГИБДД количество аварий с участием грузовиков в 2014 году сократилось. Может совпадение?