Первые упоминания о необходимости установки в транспортное средства тахографа были сделаны в середине 90-х годов, когда Правительство РФ только что приняло Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения».
Закон действует и по сегодняшний день, регламентируя не только требования к скоростному режиму автомобилистов, но и к чередованию труда и отдыха водителя транспортного средства. В европейский странах установка тахографа является обязательной, т.к. по данным статистики наличие данного прибора снижает количество ДТП в среднем на 22 %. Если взять в расчет, что за 12 месяцев прошлого года в авариях погибло более 26 тысяч россиян, то трудно не заметить какую пользу для страны принесет своевременное следование требованиям законов.
Правовые документы, регламентирующие использование прибора
В Российском Законодательстве существует порядка десяти законодательных актов, описывающих порядок установки средства учета рабочего времени и требования к его использованию. Как отмечалось ранее, первым и самым основным является Федеральный Закон № 196 «О безопасности дорожного движения».
Второй документ, в котором четко прописаны правила обслуживания и монтажа прибора в средствах передвижения, – это Постановление № 720 Правительства Российской Федерации. Согласно требованиям правового документа, тахограф должен регистрировать все данные о передвижения на автомобиле – его скорость, пройденное расстояние, время отдыха, а также время работы каждого из водителей.
В 2013 году Министерство Транспорта Российской Федерации издало три Приказа, определяющих порядок пользования тахографом на средствах передвижения в зависимости от их категории:
- Приказ Минтранса №36 от 13.02.2013 г. – документ определяет необходимость установки прибора контроля над состоянием водителя во все транспортные средства. При этом тахограф должен иметь средство криптографической защиты информации (СКЗИ).
- Приказ Минтранса № 273 от 21.08.2013 г. – текст документа оговаривает сроки установки прибора на средства передвижения, принадлежащие юридическим лицам, в зависимости от их категории.
- Приказ Минтранса № 470 от 17.12.2013 г. – документ корректирует требования Приказа № 36, добавляя в Законодательство список транспортных средств, не требующих установки прибора контроля.
Сроки установки прибора контроля в 2015 году
Согласно требованиям основных законов о тахографах, данные приборы регулирования режима труда и работы водителя должны быть установлены до 1 апреля 2015 года на:
- Транспортных средствах, применяемых в перевозке пассажиров,
- Транспортных средствах, используемых для междугороднего сообщения,
- Транспортных средствах, массой более 3,5, но менее 12 тонн,
- Транспортных средствах, применяемых для перевозки опасных грузов.
- Все школьные автобусы и автобусы учреждений дополнительного образования детей, должны быть оборудованы приборами контроля до 1 июля 2015 года.
Административная ответственность за несвоевременную установку прибора
Сотрудниками правоохранительных органов может быть наложен административный штраф за несоблюдение Российского Законодательства, а именно:
- на юридическое лицо, использующее транспортное средства без тахографа, после срока его необходимой установки. Возлагается штраф в размере 5-10 тысяч рублей,
- на индивидуальных предпринимателей, также нарушивших требования, выписывается штраф, сумма которого составит 1-3 тысячи рублей.
О чем необходимо помнить, прежде, чем устанавливать прибор?
Далеко не все мастерские имеют разрешение на установку тахографа. Чтобы ознакомиться со списком сервисных центров, необходимо обратиться к официальному реестру. В качестве подтверждения легальности производимой работы по установке прибора контроля над соблюдением Законодательства РФ выступает уникальный комер, который присваивается ФБУ «Росавтотранс».