Начнём со статистики. По данным Росстат в России на 01.01.2016 года зарегистрировано 3,69 млн. грузовых автомобилей. Из них оснащено тахографами ( как с блоком СКЗИ, так и ЕСТР и без блока СКЗИ российские) 990 тыс. транспортных средств. Что с остальными?
Часть из них спец. техника, часть осуществляет перевозки внутри сельскохозяйственных предприятий. Некоторые просто ждут до последнего , может пронесёт и всё отменят. Что подготовило государство для таких?
- 14 марта 2016 года Владимир Путин поручил усовершенствовать систему безопасности движения. Одним из пунктов станет увеличение минимального штрафа за отсутствие тахографа и нарушения режима труда и отдыха до 50 т.р.
- ГИБДД согласовывает закон , по которому будет запрещено регистрировать грузовики на физических лиц.
- Перенесены сроки замены аналоговых тахографов, а также дооснащения старых российских цифровых блоками криптографической защиты информации с 01.01.2018 на 01.07.2016 года.
- С 2017 года подлежат оснащению тахографами все пригородные автобусы, а с 2018 года все городские
- Подлежат установке тахографа автомобили, оснащенные кранами-манипуляторами
Запросы людей, уже установивших тахограф с СКЗИ
С начала эры тахографического контроля РФ прошло три года, с момента первой волны оснащения тахографами с СКЗИ два года. За крайние полгода рынок тахографии сильно изменился, теперь это не только продажа и установка собственно контрольных устройств и карт водителя. С какими вопросами и просьбами обращаются к нам сейчас чаще всего:
- ремонт и сервисное обслуживание уже установленного оборудование. Мы являемся гарантийной мастерской производителя АТОЛ. Периодически нам звонят по обслуживанию и тахографов других марок. Основные проблемы: выход из строя блока СКЗИ, мелкие механические поломки.
- Калибровка тахографа. Каждые два года или при изменении конструкции автомобиля требуется данная процедура. Примерно с апреля 2016 года пошли первые ласточки – тарироовки тахографов СКЗИ.
- Замена блока СКЗИ. В основном обращаются владельцы, купившие автомобили , с уже установленным тахографом или при изменении регистрационных данных, перерегистрации юридического лица. Пока это всё в новинку, но уже в 2017 году, это будет абсолютно обычная практика. Напомню, что модуль криптографической защиты информации меняется раз в три года.
- Дооснащение блоком СКЗИ. Российские тахографы без модуля криптографической защиты информации подлежат его дооснащению. Процедура не простая и не самая дешевая. Некоторые устанавливали российские тахографы без СКЗИ задним числом и теперь заплатят практически двойную сумму, чтобы привести оборудование в соответствие законодательству.
- Выгрузка данных с тахографа и карт водителя. Изначально мало кто верил, что действительно будут проверки и что будет необходимо выгружать данные с карты водителя раз в 28 дней, с тахографа раз в 90. Сейчас это очень востребовано, многие приобретают считыватели, более продвинутые начисляют с помощью данных с карты водителя заработную плату водителю.
- Разблокировка карты водителя. Водитель три раза неправильно вводит ПИН-код, карта блокируется. Ошибка с одной стороны очень небольшая, с другой не рабочая карта приводит к штрафу , как при её отсутствии.
Что дальше?
Всеми действиями и изменениями государство показывает, что довольно результатами внедрения тахографического контроля в России. Еще 2-3 года и рынок тахографов станет практически полностью сервисным, как это есть на текущий момент в Европе. Исключением станут только вновь приобретенные автомобили.