Часто у работодателя возникает вопрос как юридически правильно оформить материальную ответственность водителей за перерасход топлива в случаях хищения путем недолива или слива.
Это возможно реализовать с помощью оформления локального нормативного акта, регламентирующего процесс контроля за расходом топлива с помощью ГЛОНАСС/GPS и привлечение к ответственности в случае хищения.
Общая материальная ответственность водителя
Одной из основных обязанностей работника по трудовому договору является забота об имуществе работодателя. При нарушении работником этого требования закона причиняется материальный ущерб, который нарушитель обязан возместить. Статья 241 ТК РФ устанавливает пределы ответственности работника. Согласно этому правилу виновник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.
Действующее законодательство определяет категории работников, которые могут быть привлечены к полной ответственности. Перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключать письменные соглашения о полной индивидуальной ответственности за отсутствие вверенного имущества, утвержден приказом Минтруда России от 31.12.2002 N 85.
Вышеупомянутое правовое регулирование является обязательным и не допускает произвольного толкования. Нарушение требований, установленных работодателем, приводит к признанию договора недействительным. Работодатель не может заключать договоры ответственности, если должность работника или конкретная порученная ему работа не предусмотрены в Перечне.
В Перечень включаются работники, занятые перевозкой материальных благ. Во втором разделе фиксируется работа по приему и выдаче грузов, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей. Так, в Перечень включаются должности и рабочие места, связанные с перевозками, доставкой материальных благ.
Однако соглашение об ответственности с таким работником не может быть заключено в отношении топлива, которое является материально-техническим средством, используемым и необходимым для выполнения трудовой функции водителя, и не является ценным оборудованием, предназначенным для транспорта.
Таким образом, договор ответственности не распространяется на ущерб, связанный со сливом или кражей топлива.
Материальная ответственность водителя за хищение и слив топлива
При регулировании спорных вопросов следует помнить, что ответственность может быть применена к работнику при наличии одновременно четырех условий: реальный прямой вред; противоправное поведение сотрудника; вина работника в причинении ущерба; причинно-следственная связь между противоправным поведением работника и нанесенным ущербом.
При этом необходимо придерживаться определенной процедуры.
- Установить размер нанесенного ущерба. Для этого нужно провести проверку. Работодатель может создать комитет, включая соответствующих экспертов.
- Установить причину ущерба. Комиссия должна установить противоправность поведения водителя, отсутствие обстоятельств, исключающих его ответственность, а также наличие вины водителя и причинно-следственной связи между его поведением и причинением вреда.
- Затребовать от водителя письменное объяснение. Если он отказывается или уклоняется от представления объяснения, то нужно составить об этом акт.
- Получить заключение комиссии по результатам проверки причин причинения вреда. На основании заключения составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии. В акте должны быть отражены факты, подтверждающие вину работника, противоправность его действий, связь действий работника с понесенным работодателем ущербом, а также размер причиненного ущерба.
- Издать приказ о привлечении работника к ответственности
Работодатель имеет право контролировать процесс использования работниками принадлежащего ему имущества в соответствии с его назначением назначения, в том числе во избежание негативных последствий действия сотрудника.
Материальная ответственность водителя за хищение и слив топлива с использованием ГЛОНАСС/GPS мониторинга
Для осуществления тщательного контроля за расходом топлива работодатель вправе внедрить автоматизированные системы контроля транспорта, например ГЛОНАСС/GPS.
Правила контроля расхода топлива водителями с использованием ГЛОНАСС/GPS должны быть установлены в локальном акте работодателя (коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка) путем внесения дополнительного абзаца или пункта о функционировании системы контроля с обоснованием причины введения данного вида контроля.
Работодатель издает приказ о введении такой системы с указанием даты начала работы. В приказе должны быть указаны руководители и лица, контролирующие операционную систему спутникового мониторинга транспорта, а также лица, проверяющие достоверность собираемой информации, лица, взаимодействующие с поставщиком услуг и службой технической помощи.
Со всеми изменениями, вносимыми в локальные нормативные акты, работники должны быть ознакомлены под роспись. Письменное согласие работников с внесенными изменениями может быть зафиксировано подписью в листе ознакомления с приказом об осуществлении данного контроля. При отказе работника от введения новых условий работодатель вправе перевести его на другую должность. При отсутствии такой должности или отказе работника от перевода возможно расторжение трудового договора
При внедрении системы контроля за расходом топлива водителями с помощью ГЛОНАСС/GPS следует придерживаться следующей процедуры:
- принять локальный акт, регламентирующий порядок контроля расхода топлива, в котором необходимо указать цель внедрения ГЛОНАСС/GPS оборудования, транспортные средства, на которых она будет установлена, порядок сбора и хранения данных, перечень ответственных лиц, а также а также порядок привлечения к ответственности работника транспортного средства, на котором установлено навигационное оборудование и датчики контроля топлива;
- издать приказ о введении в действие системы контроля с указанием даты начала работы и ознакомить с ним работников.
При установке системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга для контроля расхода топлива и подтверждения достоверности доказательств вины водителя необходимо чтобы:
- у ГЛОНАСС/GPS оборудования есть в наличие сертификата соответствия;
- поддержание работоспособности и снятие показаний производили незаинтересованные от работодателя лица
- несоответствие показаний одометра автомобиля и выписок мониторинга системы должно быть установлено соответствующим экспертом.
Таким образом, показания систем и оборудования ГЛОНАСС/GPS мониторинга, установленных на транспортные средства, могут являться доказательством хищения топлива и отображать другие показатели работы транспортного средства.