В 2009 г. президент Российской Федерации отправил распоряжение в Министерство транспорта. Оно было составлено в рамках соответствия с ЕСТР. В документе говорилось о разработке и введении на территории страны с 1 января 2010 г. европейской системы тахографии. С этого момента цифровые тахографы становятся привычными навигационными приборами в салонах автомобилей категории М2, М3, а также №2 и №3.
Назначение
Любое устройство, контролирующее и записывающее пройденное расстояние транспортным средством, скорость движения, режим труда и отдыха водителя называется тахографом. Современный тахограф, особенно цифровой, – понятие более широкое. К контролю длины пути по требованиям ЕСТР добавляются еще скорость передвижения, период работы сменных водителей и время их отдыха.
Мировая тахография уже пережила практику работы механических, электрических и аналоговых моделей. И хотя аналоговые образцы еще имеют применение, их постепенно вытесняет новая генерация электронных тахографов с цифровым способом обработки информации.
Принцип работы
По своим внешним признакам цифровой тахограф напоминает радиоплеер. Информацию о скорости движения машины устройство получает от датчика, который крепится к коробке передач. На протяжении всего маршрута данные о скорости передаются на спидометр или контрольную панель управления ТС.
В приборе есть приемник для карты водителя. После ее установки тахограф запускает программу регистрации трудового режима водителя. Вся информация записывается и сохраняется в памяти карты и тахографа. С целью контроля каждый месяц делается считка данных карты. Для электронного тахографа процедура осуществляется раз в два месяца. Контроль можно дублировать с помощью распечатки отчетов.
Разновидности
Существуют электронные тахографы российского и европейского производства. В первых образцах используются смарт-карты РФ, а во вторых – европейские. С 1.04.14 г. приказом Министерства транспорта России на территории страны было разрешено применять только те модели тахографов, которые имеют встроенный блок СКЗИ. К ним относятся следующие марки:
- ШТРИХ-ТахоRUS московского производства;
- КАСБИ DT-20, сделанный в Калуге;
- DTCO 3283 импортного производства;
- «Drive 5» – продукция объединения АТОЛ.
Для международных перевозок используют австрийский тахограф EFAS 4 и немецкий – DTCO 1381.
Специфика отечественных тахографов заключается в том, что ими можно оснащать кабины любых грузовых и пассажирских автомобилей. Кроме того, у них есть функции ГЛОНАСС, которых нет в зарубежных цифровых тахографах. Российские модели адаптированы к нашим маркам автомобилей и машинам стран СНГ. У них качественней контроль, выше степень криптозащиты, меньшая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам. Температурный диапазон их эксплуатации в зимнее время увеличен до -40°С.
Преимущества и эффективность
Общие статистические данные свидетельствуют, что масштабные аварии, которые случаются на дорогах, чаще происходят по вине коммерческого транспорта. Обычно причиной становится усталость шофера и нарушение скоростного режима. На автомобилях с электронными тахографами риск попасть в ДТП снижается на 20-30%. Помимо безопасности, тахографы помогают решать и другие задачи:
- Предотвращать несанкционированные маршруты.
- Тестировать водителя по профессиональным критериям.
- Предоставлять возможность пересекать государственные границы при перевозке товаров в другие страны.
- Обеспечивать социальную и юридическую защиту водителю с помощью тахограммы, имеющей статус официального документа в качестве доказательной базы в случае невиновности.
- Объективно начислять заработную плату и производить расчет с заказчиками по данным на тахограммах.
Немаловажна и экономическая составляющая работы цифрового тахографа. С его помощью можно увеличить срок эксплуатации мотора, колес, тормозов и других узлов, связанных с динамикой автомобиля. В результате безаварийный пробег возрастает в 2-2,5 раза. Затраты на горючее снижаются на 15%. По проведенным наблюдениям в странах ЕС экономия от бортовых регистраторов составляет в среднем 120 млн евро в год.