ЭРА тахографов с СКЗИ продолжается уже 6 лет. Каждый год Минтранс РФ рапортует об успешности данного проекта, сокращении кол-ва ДТП с участием грузового транспорта и каждый год увеличивает перечень обязательных к оснащению контрольными устройствами категорий транспортных средств. Почти все , кто изначально попал под амнистию, сейчас уже оборудованы тахографами.
Изначально ФБУ «Росавтотранс» прогнозировал , что потенциально устройствами для контроля режима труда и отдыха должны быть оснащены несколько миллионов транспортных средств. Эти данные он брал из официальной статистики Автостат. Основная волна установок прошла в 2014-2015 году и Минтранс опубликовал цифры кол-ва активаций блоков СКЗИ, немного ошарашив всех игроков рынка тахографического контроля. Вроде процесс запущен, сотрудники ГИБДД и Ространснадзор обучены и каждый день идут проверки соответствия, но планы и реальные цифры оснащения отличаются примерно на 50%!
Началось расследование, которое выявило ряд закономерностей:
- Юридически закон касался только транспорт юридических лиц и ИП, физические лица не могли пройти этап активизации блока СКЗИ;
- Детализация по ДТП с участием грузовых показала, что основная доля аварий была с участием ТС, оформленных на физических лиц.
Была найдена большая пробоина, которая значительно снижала эффективность всей идеи с тахографами в России. Начались долгие обсуждения и мини-действия:
- было предложение запретить регистрацию ТС, массой более 3,5 тонн на физических лиц;
- было введено негласное правило сотрудникам «максимально мотивировать» ТС, оформленные на физиков оснащаться тахографами. А активировать блоки СКЗИ на организацию, которая нанимает это ТС на работу.
Наконец, был принят Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ , процитирую его:
« 3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта».
Закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года