Согласно законодательству каждый автомобиль с общим весом свыше 3,5 тонн или числом пассажиров от 8 человек должен быть оборудован тахографом с СКЗИ. Это означает, что приборы должны быть установлены на автомобилях “Газель”, перевозящих свыше семи пассажиров. Грузовые “Газели” имеют общую массу 3,5 тонн и установка цифрового тахографа не является обязательной, но правила грузоперевозок постоянно ужесточаются.
Зачем нужен тахограф?
Назначение
Тахограф предназначен для:
- контроля режима работы водителя;
- контроля скоростного режима и пробега автомобиля;
- хранения информации в зашифрованном виде в течение 366 дней;
- вывода информации на экран и распечатки отчетов;
- удаленного контроля грузоперевозок.
Состав
Основной блок тахографа содержит:
- дисплей;
- кнопки управления;
- считыватели карт водителя;
- криптографический модуль СКЗИ с приемником ГЛОНАСС;
- разъемы.
В комплект поставки входят соединительные провода и датчик движения.
Возможности
Установка тахографа с СКЗИ позволяет:
- исключить несанкционированные поездки;
- повысить безопасность движения;
- обеспечить правовую и социальную защиту водителя;
- оценить профессиональные качества водителя;
- предоставить суду документальные доказательства невиновности водителя в ДТП;
- ввести системы объективного начисления заработной платы.
Установка тахографа на “Газель”
Установка тахографов должна осуществляться организациями, получивших допуск к выполнению данного вида работ и включенных в перечень ФБУ “Росавтотранс”. Самостоятельная установка тахографов запрещена. Это связано не с сложностью установки, а с необходимостью активации и калибровки приборов, пломбировки рабочих цепей и оформления документации.
Подготовка
Перед тем, как подключить тахограф, следует в нижней части передней панели подготовить место для установки основного блока. Для этого:
- снимают нижнюю панель;
- сверлят в ней отверстия для антенн и соединительных проводов;
- саморезами проемом вверх на внешней стороне панели крепят короб (подойдет короб магнитолы для “Москвича – 2141” и ему подобные).
Установка
- Подключение питания производят в блоке предохранителей. Для этого снимают с блока крышку, откручивают саморезы и вынимают блок. Провода подключают за предохранителями или ставят дополнительный предохранитель. Используют цепь включения зажигания или обогрева зеркал. Постоянное питание берут от аккумулятора через дополнительный предохранитель.
-
Подключают датчик скорости. Снимают декоративную приборную панель и расположенную ниже накладку приборной панели. Далее откручивают 4 болта и вынимают панель комбинации приборов. На белом разъеме находят импульсный провод спидометра и подключаются к нему.
- Пломбируют датчик скорости, установленный в коробке передач, саму коробку передач и разъем, к которому произведено подключение.
-
Подключают к основному блоку питание, антенны, пломбируют блок и устанавливают в короб.
Как настроить тахограф?
Все работы по настройке и обслуживанию тахографа выполняются в специализированных мастерских. При установке прибора производится его активация и настройка. При активации в память прибора вводят информацию об автомобиле, мастерской, предприятии-владельце, сертификате ключа блока СКЗИ. Далее тахограф калибруют:
- вводят в память установочные данные;
- проверяют функционирование прибора;
- измеряют и корректируют погрешности.
В ходе эксплуатации тахографа должны производиться техническое обслуживание и проверки. Техническое обслуживание включает:
- контроль функционирования;
- измерение и корректировку погрешностей;
- корректировку показаний времени и пробега;
- регулировку ограничения скорости;
- установку коэффициентов, учитывающих характеристики шин.
Проверки проводят раз в 2 года, после ремонта тахографа, замены шин и изменения учетных данных. Проверке подлежат:
- работоспособность прибора;
- правильность установки настроек;
- наличие таблички и пломб;
- наличие сведений о приборе в базе “Росавтотранса”;
- соответствие размеров шин нормам.
Установка и обслуживание тахографа требуют определенных затрат, но они окупаются снижением аварийности, улучшением дисциплины перевозок и защищенности водителя.