Возросшие объемы перевозок автотранспортом, в особенности, международные, выявили необходимость в контроле за находящимся в рейсе транспортом, его техническим состоянием и режимами эксплуатации, а также за режимом работы водителей. Результатом стали введенные правила ЕСТР, обязывающие оснащать транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 тахографами. В России обязательная их установка началась с 16 июня 2010 г. Что же это за устройства, и какие бывают?
Виды и типоразмеры тахографов
Аналоговые
Исторически первые тахографы были аналоговыми, т.е. запись всех собираемых этим устройством параметров производилась на специальные диски, изготавливаемые из спецбумаги, покрытой слоем краски, слоем белого оксида цинка и закрытой прозрачным пластиком с нанесенными шкалами и пиктограммами. Во время работы игла самописца рисует на этом диске, продавливая белый слой и заставляя проявиться краску.
Данные устройства производились разных типоразмеров: круглые, прямоугольные. Первые могли устанавливаться вместо штатного спидометра, расширяя тем самым функционал заменяемого прибора фиксированием параметров работы автомобиля и водителя. Вторые имеют типоразмер 1DIN, т.е. соответствуют размерам обычных автомагнитол, и могут устанавливаться в их штатное место.
Одними из недостатков этого вида приборов являются:
- Слабая защита от умышленного искажения информации.
- Трудоемкость считывания, анализа данных и выявления подделки.
- Наличие механических частей не лучшим образом сказывается на надежности аппарата.
С 2006 года этот тип тахографа выведен из эксплуатации и не может устанавливаться на автотранспорт. На его смену пришел новый вид устройств.
Цифровые
Данный вид тахографов использует персональные СМАРТ-карты водителей, на которые записывается вся информация, отражающая режим их работы и отдыха. Одновременно информация хранится в самом тахографе. Данные сохраняются в течение 365 дней, а каждые 4 недели накопленные данные передаются на предприятие.
Говоря о преимуществах этого вида тахографов, можно упомянуть:
- Защищенность записываемых данных от подделки и влияния извне на фиксируемые параметры работы транспорта и водителей.
- Возможность хранения большого объема данных, накапливаемых в течение года.
- Более легкий режим считывания и обработки данных.
- Надежность самого устройства, т.к. в нем практически отсутствуют механические узлы.
По размеру эти устройства соответствуют автомагнитолам размером 1DIN, поэтому могут устанавливаться в предусмотренное для них место, если конструкция автомобиля изначально не предусматривает использование тахографа.
Еще одно достоинство цифровых тахографов, как и любой подобной техники – это возможность расширить функционал устройства за счет дополнительных возможностей, например, сбора большего количества данных, автоматизации некоторых процессов и т.д. В зависимости от модели и комплектации, цифровые тахографы могут различаться наличием или отсутствием некоторых блоков, новых возможностей.
Классификация тахографов
Цифровые тахографы, в отличие от аналоговых, могут быть укомплектованы следующими блоками:
- Блок СКЗИ (средство криптозащиты информации). Напоминает блок ЭКЛЗ, устанавливаемый в кассовые аппараты. Он имеет энергонезависимую память, шифрование данных и сохраняет копию всех записываемых тахографом параметров, что повышает защиту от возможной фальсификации данных.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС. Система спутникового позиционирования, позволяющая фиксировать местоположение автомобиля на протяжении всего рейса.
- Модем GPRS. Необязательный блок, позволяющий использовать беспроводной способ связи с главным компьютером компании, например, для передачи данных, если подошел срок для этой операции или по мере необходимости.
- Принтер. Позволяет распечатывать результаты работы водителя для контроля. Вся эта информация содержится в тахографе.
Существует 2 вида тахографов: сертифицированные для использования в странах ЕС и допущенные к применению в РФ; устройства, оснащенные блоками ГЛОНАСС и СКЗИ для применения на территории РФ. В «европейских» вариантах, с которыми, кстати, возможен выезд за пределы России, этих блоков (СКЗИ и геопозиционирования) нет, в результате чего стоят они меньше.
Модели тахографов, разрешенные к эксплуатации
Моделей этих устройств, разрешенных к применению, не так много. Если говорить о цифровых вариантах, то из зарубежных тахографов к установке и эксплуатации допущены:
- DTCO 1381 производства Continental (ранее Siemens).
- SE5000 компании Stoneridge. Одно из наиболее распространенных устройств.
- Efkon-3 (4) австрийского производства компании Efas. Отличительная особенность – отдельный принтер, что повышает надежность, т.к. печатающее устройство – единственное, которое имеет механические движущиеся части, и при выходе его из строя нет надобности менять весь тахограф. Достаточно заменить только принтер.
- SmarTach STDII компании Actia.
Тахографы, разрешенные к использованию только на территории РФ, и оснащенные дополнительными блоками, согласно российскому законодательству: «Штрих-Тахо RUS», «Меркурий ТА-001», «КАСБИ DT-20», «ТЦА-02НК», «Атол Drive 5», DTCO 3283, EFAS V2 RUS
Тахограф – устройство, ставшее обязательным к применению на автомобилях с общей массой более 3.5 тонн, или перевозящих более 8 пассажиров. Установка аналоговых приборов не разрешается, но их эксплуатация допустима до 1-го января 2018 года. Этот прибор позволяет контролировать режим работы водителя, регламентировать время работы и отдыха, следить за соблюдением скоростного режима, и, в конечно счете, непосредственно участвовать в снижении аварийности, сохранении жизней и грузов.